Все чаще, в основном молодые музыканты, хотят усилить звучание своих инструментов. Те традиционные системы «подзвучки»  через микрофоны их не всегда устраивают. Они хотят, чтобы усиленный звук их балалайки или домры мог бы быть отрегулирован ими самими, как по громкости, так и по тембру, и был бы независим от кого-либо.

С этими вопросами по озвучиванию они обращаются к мастерам-изготовителям, но музыкальные мастера, сталкивающиеся с работами по установке систем звукоусиления на акустические струнные инструменты, к сожалению, в своем большинстве, не имеют достаточных «базовых» знаний по данному вопросу.

В этой обзорной статье, не претендующей на что-либо, мне хотелось бы, в какой-то степени, осветить некоторые моменты данной, на первый взгляд простой, но как оказалось достаточно сложной, в исполнении задачи.

И здесь я хочу ознакомить нас (как музыкантов, так и мастеров) с некоторыми выдержками из еще не опубликованной в интернет-изданиях статьи Николая Савинова, уже многим известного и достаточно популярного профессионала своего дела. Он успешно решает многие проблемы, связанные с звукоусилением акустических струнных музыкальных инструментов, и давшего мне свое согласие на упоминание в данной статье некоторых важных аспектов упомянутой темы, которые им достаточно полно освещаются.

Перехожу к выдержкам из его статьи:

«За несколько десятилетий собственной практики в этой области определился круг необходимых для выполнения успешной работы знаний и навыков. Просто хочу поделиться накопленной информацией в помощь всем интересующимся теоретическими и практическими вопросами звукоусиления акустических струнных инструментов.

Задача, которую ставят музыканты перед мастером при звукоусилении инструмента, одна – чтобы звук и тембр остался «как у моего инструмента», но был громче, то есть имеется в виду получение усиленного звука максимально приближенного к натуральному. Эти пожелания насколько просты и понятны для музыканта, настолько трудновыполнимы для мастера на практике».

Далее Н.Савинов продолжает:

«По моему мнению, основными составляющими успешной деятельности мастера по этой теме будет знакомство со следующими областями знаний:

- Акустика музыкальных инструментов;

- Теоретические аспекты звукоусиления;

- Типы и конструкции звукоснимателей;

- Усилительная электроника.

К сожалению, нет такой литературы, где бы были написаны все теоретические и практические аспекты звукоусиления, по крайней мере, я такой не нашел. Даже поверхностное знакомство с отдельными ее частями дает более глубокое понятие, что делать и как».

На мой взгляд, одной из важных задач, которую необходимо решать, является проблема с выбором и «подбором» звукоснимателя, и здесь Н.Савинов перечисляет все применяемые типы и виды:

«… Они объединяются в несколько основных групп:

   - Подпорожковые звукосниматели;

   - Акустические микрофоны;

   - Контактные микрофоны;

   - Магнитные (индукционные) датчики.

Подпорожковые (а это наиболее широко используемый класс звукоснимателей) – это датчики давления, преобразующие переменную силу от колебания струны в переменное электрическое напряжение. В этих датчиках используются чувствительные материалы – это пьезокерамика, пьезополимер, электретная пленка. При выборе звукоснимателя желательно учитывать характерные особенности каждого из них».

Далее идет подробное описание и сравнительные характеристики каждого звукоснимателя в сравнении с другими, но так как данная статья является только обзорной, то привожу заключительные фразы из этого раздела:

«Практические вопросы звукоусиления, а именно выбор и установка подпорожкового звукоснимателя и предварительного усилителя в акустический инструмент, широко представлены в сети Интернет… Конечно, есть много нюансов в этом процессе, но практика и накопленный опыт решают эту задачу. Необходимость в нестандартном решении возникает при озвучивании, в основном, фольклорных инструментов, таких как балалайка, домра и гусли».

Вот так, вкратце, «сшибая верхушки знаний», узнаем и приобщаемся к этой теме. 

Теперь давайте посмотрим, что необходимо, чтобы получить усиленный звук от инструмента. После того, как звукосниматель «поймал» сигнал от струны и «переварил» его, он (сигнал) должен далее формироваться в согласующем предусилителе, функция которого - на входе согласовать параметры звукоснимателя и предусилителя по уровню и входному сопротивлению, и далее – на выходе, вновь согласовать по тем же параметрам с последующей усилительной аппаратурой. Таким «пошаговым» путем реализуется простейшая схема звукоусиления музыкального инструмента. Здесь еще можно добавить, что предусилитель, как правило, в своей схеме имеет собственные регуляторы тембра и громкости, которые в какой-то мере позволяют приблизить спектр электрического сигнала к акустическому спектру. Но Н.Савинов предупреждает нас:

«Переоценивать роль предусилителя, как устройства, способного «вырулить» любой тембр независимо от типа и модели звукоснимателя, не стоит. Как пример, звукосниматель «не слышит» какую-то часть спектра инструмента и, в этом случае, никакой предусилитель не сможет компенсировать этот недостаток датчика».

Так, вкратце, описывается процесс озвучивания инструментов специалистами, но мастерам еще придется «повозиться», и не мало времени, с новой рассчитанной под звукосниматель подставкой и ее тщательным изготовлением, от которой зависит многое для «правильного» звучания инструмента, и еще переделать несколько «мелочных», но необходимых дел, по установке предусилителя, штекерного гнезда, «контейнера» для батарейки, а также подумать, как наилучшим способом расположить и закрепить провод от звукоснимателя, что то же немаловажно.

В процессе практического звукоусиления наших балалаек и домр, безусловно, появятся определенные сложности и многие нюансы, положительное решение которых приходит только с практикой. И тут нам желательно найти «партнеров» среди специалистов по акустике и радиоэлектронике – без них, по началу, будет сложновато, но требования настоящего времени, а частично и вынужденная необходимость (для некоторых, но не всех), заставят заниматься и этим делом.

Успехов всем вам в этом непростом (если подходить ответственно) деле!

 

Мастер-реставратор

Александр Епихин

Озвучивание (система звукоусиления) балалаек и домр

© 2016 Мастерская концертных Домр и Балалаек Епихиных.Копирование материала запрещено.