И сразу по теме. В течение последних лет все чаще встречаются малые домры с добавленной четвертой струной, настроенной на низкое Си. В этом случае мастера стараются помочь музыкантам расширить звуковой диапазон в нижнем регистре и избавить исполнителей от многократного перестраивания третьей струны с Ми на Ре и обратно, тем самым еще ниже расширяя диапазон. Действительно, почему бы не помочь музыкантам, если это не требует каких-либо базовых изменений в построении и изготовлении инструмента?!

Вот мастера и берутся создавать новый инструмент, немного увеличив размер головки для того, чтобы «втиснуть» дополнительный колок, немного расширяют ширину грифа до размера домры-примы, делают шире верхнюю часть подставки, чтобы опереть лишнюю струну, ставят дополнительную кнопку, и всё – новый инструмент готов.

Музыкант берет инструмент, начинает играть и мастер слышит одобрительный отзыв, ведь звуковой диапазон расширился более чем до половины диапазона домры-альта. Но, к сожалению, это единственный положительный параметр при переделывании инструмента из домры-малой, как описано выше.

Продолжая играть, исполнитель замечает, что громкость инструмента стала ниже, «педаль» стала короче, а тембр стал более глухим и напоминает окраску тембра «консервной банки»… Такая домра инструмент будет довольно долго искать своего хозяина.

Ну а теперь, давайте разбираться, как явно положительная идея расширения звукового диапазона, которая так просто и легко достигается добавлением четвертой струны, оказалась почти перечеркнутой другими не менее (а скорее более) важными параметрами, такими как громкость инструмента, длительность звучания, и главное - тембральная окраска.

Что же происходит с инструментом, при добавлении четвертой струны? Домра-малая, так хорошо рассчитанная с учетом акустики Н.П.Фоминым, при непосредственном участии В.В. Андреева и С.И. Налимова, при добавлении лишней струны становится перегруженной на 20-25%.

Натяжение четвертой струны дополнительно напрягает весь корпус (кузов и деку), излишнее давление  этой струны на подставку сковывает колебание деки, влияя на величину амплитуды ее колебаний, при этом укорачивая и длительность звучания. Ну и тембр…Обертоны, создающие окраску звука, на перегруженной деке, не могут достойно прозвучать при малой амплитуде колебаний!

Таким образом, благая идея расширения звукового диапазона, реализованная без учета законов акустики и каких-либо даже элементарных расчетов, превращается в пустую трату времени, и, в конечном итоге, - в элемент разочарования.

Но что же делать? Идея ведь хороша и она может быть воплощена в жизнь, но только подходить нужно к ее реализации с учетом акустических параметров, создаваемого инструмента.

Что первое:

внедрившись «в сферу влияния» звукового диапазона альтовой домры (больше, чем наполовину и это почти диапазон двух струн альта), мы ОБЯЗАНЫ найти компромиссный вариант увеличения размеров и кузова, и деки, и, естественно, объема всего корпуса.

 

Что второе:

увеличивая размеры деки, должна быть увеличена и ее толщина, а также, соответственно, и размеры пружин.

Что третье:

 резонансная частота всего инструмента также обязана быть понижена (в противном случае, мы опять будем иметь тембр «консервной банки»).

И, наконец, четвертое:

необходимо решить проблему с местонахождением подставки, так как при увеличенном размере корпуса, но оставленной без изменения традиционной мензуры добры-малой (387-392 мм.), подставка будет располагаться на деке близко от геометрического центра инструмента. Что очень нежелательно для звучания низких частот, так как она будет находиться в районе расположения средней пружины и это приведет к изменению звука, а главное, - тембра (но уже есть некоторые «задумки», как решить и эту проблему).

Перечисленное выше – это только основные параметры, без учета и расчета которых мы не сможем построить достойный, профессионально звучащий инструмент с расширенным диапазоном звучания.

 

Александр Епихин

 

P.S.       Хорошая идея наводит на хорошую новую мысль. А не расширить ли нам звуковой диапазон не только вниз, но и вверх, тем самым частично безболезненно «завоевав» диапазон домры-пикколо?! Такая мастеровая домра купить которую возжелает экспериментирующий музыкант, будет востребована.

              Пятиструнная малая домра – мечта «виртуоза»!

 

Статьи

Домра малая. Расширение звукового диапазона

© 2016 Мастерская концертных Домр и Балалаек Епихиных.Копирование материала запрещено.